Когда-то мы уже формулировали подводку к этому посту про берберские ковры Beni Ourain. Она как нельзя лучше подходит этому гиду по основным типам марокканских или берберских ковров, поэтом позволим себе повториться:
Марокканские ковры – прекрасные произведения народного искусства. Созданные людьми в уединенных и диких местах, они дарят нам возможность заглянуть в душу простого ремесленника, пастуха или земледельца. Часто жизненный опыт и кругозор этих людей гораздо более богатый и разнообразный, чем думает человек, избалованный благами современной цивилизации.
Именно этот опыт и память предков, отраженные в рисунках на коврах, долгое время очаровывают искусствоведов, интерьерных дизайнеров и обычных покупателей на рынках медины Марракеша. Простой и естественный, но одновременно необычный внешний вид ковров никогда не выйдет из моды и украсит практически любой интерьер: от классического и скандинавского, до интерьера в стиле бохо или любого другого.
В исторической области, охватывающей современное государство Марокко, традиция изготовления ковров почти уходит корнями в эпоху палеолита. Раннее освоение ковроткачества берберскими племенами, безусловно, во многом связано с особенностями климата этого региона. Марокканские ковры могут быть очень толстыми, с тяжелым ворсом, что делает их незаменимыми во время холодных зим в предгорьях Атласа; или же они могут быть плоскими и легкими, что подходит для жаркого климата Сахары. Кочевые племена использовали ковры в качестве покрывал и спальных ковриков. Иногда ковры могли быть погребальными саванами. Даже сегодня можно увидеть использование мягких ворсовых ковров качестве седельных одеял в упряжках коней или верблюдов.
Марокканские ковры стали популярны благодаря дизайнерам середины начала и середины XX века, таким как Альвар Аалто, Ле Корбюзье, Чарльз и Рэй Имс, Фрэнк Ллойд Райт, Марсель Брейер, Арне Якобсен, которые часто использовали толстые ворсистые ковры в своих проектах. Модернистов привлекал примитивизм орнаментов. В отличие от традиционных восточных ковров, в марокканских мало элегантности, однако они прекрасно вписываются в модернистский интерьер. Старинные марокканские ковры довольно популярны сегодня ещё и благодаря своей декоративной гибкости. И, к тому же, разумным ценам по сравнению с другими типами антикварных ковров.
Boujaad (ковры Бужады)
Характерная особенность ковров Boujaad — нерегулярный геометрический узор, внутри которого считываются местные берберские символы, означающие всегда что-то доброе на тему дома, плодородия, семьи. В одном ковре может быть рассказана целая история, а мы увидим фантастическое сочетание цветов и абстрактных форм, а затем с легкостью впишем в современный интерьер.
Ковры выполнены из 100% мягкой шерсти, которую бережно собирают с гуляющих на воле овечек в горных экологически чистых районах. Шерсть выдерживают в течение пяти лет для придания ей лучших свойств, окрашивают исключительно натуральными красителями. Процесс ковроткачества занимает не меньше месяца. Обязательней этап – многократная мойка и сушка на благодатном африканском солнце для того, чтобы ковёр стал мягче. "Поцелуй солнца" – так называют здесь этот завершающий процесс.
Beni Mrirt (Бэни Мрирт)
Ковры из региона Beni Mrirt, как и более известные Beni Ourain, считаются бриллиантом в коллекции марокканских ковров абсолютно заслуженно из-за их непревзойденного качества.
На первый взгляд Beni Mrirt и Beni Ourain похожи, но всё-таки имеют существенные различия. У ковров Beni Mrirt другой узел плетения, тонкая шерстяная пряжа соткана гораздо плотнее. Различается орнамент и цветовая палитра: ткачи берут за основу светлую некрашеную шерсть, но более изобретательны в орнаментах. Помимо геометрических узоров могут встречаться абстрактные рисунки и древние берберские символы различных цветов: от черного и коричневого, до индиго и охры. В результате получается большой, невероятно плотный и мягкий ковер с необычной абстрактной композицией природных цветов.
Beni Mrirt — это небольшой регион в предгорьях среднего Атласа. Здесь, как и везде, берберские ковры изначально использовались не как ковры, а как покрывала и накидки. Их мягкий и толстый ворс защищал от холода в горах. Традиции ковроткачества передавались в семьях от матери к дочери. Особый навык завязывания узелков, из которых и формируется ковёр, требовал долгой практики и сноровки. В середине 20 века племенные марокканские ковры были по достоинству оценены мировыми дизайнерами и стали частью классического стиля. Они очень современны и сегодня. Ковёр выполнен из 100% мягкой шерсти, которую бережно собирают с гуляющих на воле овечек в горных экологически чистых районах. Сам процесс ковроткачества занимает не меньше месяца. Завершающий этап – многократная мойка и сушка благодатном африканском солнце для того, чтобы ковёр стал мягче.
Nomad Chic – российский бренд марокканских ковров. Наши мастерицы из берберских племён ткут для вас ковры на склонах Атласских гор из мягчайшей шерсти. И наши коллекции мы создаём как раз в технике Beni Mrirt. Каждый ковёр, который мы создаём под заказ специально для вас обрабатывается огнём, моется и вычёсывается до пяти раз. Такой процесс обработки позволяет максимально раскрыть нити и сделать ворс мягким и лоснящимся. Все наши собственные дизайны и доступные размеры вы можете посмотреть в этом разделе сайта:
Beni Ourain (Бени Ураин)
Ковры Beni Ourain – это, наверное, визитная карточка Марокко. Самые известные и распространенные марокканские ковры, дизайн которых можно встретить даже в массмаркете: в Zara Home, Ikea, H&M Home.
Beni Ourain — это 17 берберских кочевых племён, родом из высокогорных районов Атласа. Овечки здесь особой породы — их шерсть самая тонкая и тёплая. Изначально берберские ковры использовались не как ковры, а как покрывала и накидки. Их мягкий и толстый ворс защищал от холода в горах. Постепенно это стало традицией, навыки ковроткачества передавались в семьях от матери к дочери. Особый навык завязывания узелков, из которых и формируется ковёр, требовал долгой практики и сноровки.
В середине 20 века ковры Beni Ourain были по достоинству оценены мировыми дизайнерами и стали частью классического стиля. Они очень современны и сегодня. Толстые и мохнатые, в сочетании с простым геометрическим рисунком или абстрактной линейной композицией, натуральные по цвету (шерсть в этих коврах не окрашивается), они очень легко станут частью интерьера в стиле бохо или любого другого.
Boucharouite (Бушуруит)
Бушуруит - это древняя ручная техника завязывания и переплетения разноцветных лоскутков одежды или старых тканей. В результате такой художественной работы создается уникальный и потрясающий узор. Бушуруиты по орнаментам и технике очень похожи на традиционные русские коврики и дорожки из Костромы или Суздаля.
Ковры Бушуруит называют "коврами бедняков", потому что используемые материалы намного дешевле шерсти. В орнаментах не используются традиционные берберские символы. Это делает ковры полностью личными творениями. Мы стараемся находить винтажные Бушуруиты, на наш взгляд это самые интересные и ценные образцы незамысловатого деревенского ремесла.
Beni M'guild (Бэни Мгильд или Бэни Мгилд)
Ковры Бени М'гильд ковры, являются одним из самых известных и востребованных видов традиционных марокканских ковров. Они получили свое название от поселения Бени М'гильд, расположенного в горах Высокого Атласа в Марокко. Эти ковры имеют свои уникальные особенности.
Первое, что бросается в глаза, это дизайн. Они часто характеризуются геометрическими узорами и абстрактными фигурами, созданными с помощью ярких и насыщенных цветов. Это может быть комбинация коричневого, красного, фиолетового, розового или темно-мандаринового цветов, иногда с добавлением синего или голубого. Ковры Бени М'гильд могут иметь исключительно глубокий синий оттенок, что делает их особенно привлекательными и узнаваемыми.
Вторая особенность - плотный и длинный ворс. Плотный ворс обеспечивает дополнительную теплоизоляцию, что делает ковры Бени М'гиль популярными в холодные зимние месяцы. Это важное преимущество, учитывая холодный климат горных регионов Марокко.
И третье отличие – их вес и прочность. Благодаря плотному узлу, эти ковры более тяжелые и долговечные. Они могут прослужить долгие годы и сохранить свою эстетическую привлекательность и качество.
Taznakht (Тазнакхт)
Ковры Тазнакхт происходят из области между Уарзазатом и деревней Тазнакхт, которая находится за Атласскими горами, на самом краю пустыни Сахара. Это регион шафрана. Поэтому этим коврам присуща детальная вышивка и цвета шафрана, рыжей хны, куркумы, мяты, индиго. Чаще всего такие ковры плоскотканные, как классические турецкие килимы, например. Но встречаются и ворсовые, хоть и очень редко.
Azilal (Азиляль)
Марокканские ковры Азиляль (Azilal) представляют собой яркое и уникальное произведение ремесла искусства. Они производятся группой берберских племён в одноименном регионе. Что делает эти ковры особенными, так это их цветной и геометрический дизайн, напоминающий современный абстракционизм.
Ковры Azilal ткутся на молочной или белой основе, создавая удивительную гармонию цветов и форм. Они также отличаются от других марокканских ковров использованием одинарного узла вместо двойного. Азиляль стали не только предметом интерьера, но и символом культуры и традиций берберского народа.
Это лишь самые известные и распространенные типы марокканских ворсовых ковров, которые вы встретите на рынках в Марокко или в ковровых и интерьерных магазинах по всему миру. Существуют такие ковры как Талсинт (Talsint), Мармуча (Marmoucha), Занафи (Zanafi), марокканские килимы, множество ковров со смешанной техникой, которые по-своему очень интересны. О них мы расскажем отдельно в следующих статьях.