Путешествие в Марокко, с которого все началось

Прилет в Касабланку

Но обо всем по порядку. Три года подряд мы клеили себе на карту желаний Марокко. Но наше первое путешествие в эту страну случилось в феврале 2019 года. Эта непокорная, контрастная, невероятно разная страна, с миллионом своих очаровательных особенностей влюбила в себя с первого взгляда!

Наш рейс с пересадкой прилетал в Касабланку ближе к вечеру. Прокатную компанию, в которой нас должен был встретить наш конь наша машина, в аэропорту не нашли. Зато сразу купили сим-карту местного оператора inwi с трафиком 5 гб, стоимостью 120 дрх (это тариф для туристов с коротким сроком действия). На выходе из аэропорта незнакомый мужчина, увидев наш растерянный взгляд, поинтересовался, что мы ищем. Через пару минут он уже звонил куда нужно, чтобы нам привезли машину. Кто бы мог подумать, что здесь это так работает. В прокуренном отсеке терминала для автопроката находится только пара мировых компаний, а мы бронировали в местной. Примерно через полчаса нам привезли нашу крошку.

Дорога из аэропорта Касабланки в город – вот где настоящий колорит! По обочинам дороги – горы мусора, тележки с лошадьми, заваленные апельсинами, разящие запахом водоемы с тысячей чаек. А вон там ослик жует газету, вместо травы! Ресайкл? Ближе к городу трафик уплотняется, здесь царит полный хаос. Машины, повозки, люди, все смешивается в одну большую массу. За рулем концентрация внимания предельная. Водители могут повернуть через двойную сплошную, пешеходы – выбежать на дорогу, где нет перехода, тут же несутся мопеды, не обращая внимания на сигнал светофора.

Не с первого раза сообразив, в какой поворот свернуть на перекрестке из восьми дорог, мы, наконец, нашли наш отель. Недалеко от него – мечеть, где мулла уже призывал на вечернюю молитву. Заселились. Номер хороший, чистый.

Машину мы взяли на неделю, и ездить в такой грязной не входило в наши планы. Поэтому решили разобраться, как и где ее помыть. В отеле нам подсказали, что можно узнать у местного парковщика об этой услуге. Не без помощи гугл-переводчика узнали, что за 350 дрх. (примерно 2500 руб) наш новый знакомый готов был взяться за работу. Но такая стоимость нас не устраивала.

Однако, заинтересовав в Марокко кого-либо, просто так уйти невозможно. Он спрашивает нас о сумме, которую мы можем заплатить. Для себя решили, что это не больше 100 дрх, но до последнего стеснялись ему озвучить. В итоге немного неловкой беседы выяснили, что за 30 дрх парень готов нам помыть внутреннюю часть машины, а за 50 еще и снаружи. Неожиданный поворот, но нас более чем устроил. Через пару часов мы получили чистую машинку (конечно, это не профессиональная мойка, но парень постарался). И в конце попросил сделать совместное селфи на память для его подруги из Украины.

Итого за день:

• Аренда машины на неделю — 4 915 руб. (депозит — 5000 дрх.)
• Мойка — 50 дрх
• Заправка на 30 л — 300 дрх
• Ужин в гостинице — 2 огромные порции салата + напитки — 295 дрх
• Сама гостиница на двоих с приличным завтраком — 470 дрх

Касабланка.

На Касабланку мы выделили полдня. Не много, не мало, но такого ритма и колорита нам хватило. После вкусного, разнообразного завтрака в отеле мы выселились и поехали сразу к мечети Хасана II. Парковка около неё огромная и платная, 5 дрх. На въезде выдают билетик, его нужно положить на лобовое стекло. Несмотря на это много маленьких предпринимателей показывают, куда припарковаться и просят за это денег. Но это лишь на усмотрение каждого.

Мечеть действительно очень красивая, построена с размахом в целом и тонкой отделкой в частности. Чего только стоит графика теней от многочисленных арок в солнечный день. И это единственная мечеть, куда пускают и не мусульман. Но мы так мне решились войти. Есть в этой религии что-то сокровенное, что не стоит нарушать своим праздным любопытством. Расположение на берегу большой воды придаёт своё особое очарование.

Чем дальше в сторону от мечети, тем более вычищенная часть города заканчивается и открывается местный колорит. Тут местные банды котов, развалы овощей и фруктов. Наслоение пошарпанных домов, стихийных рынков, непараллельных улиц, а мечеть видна с любого из этих ракурсов. С нами снова просят сфотографироваться.

Заглянув на короткий перекус в местную достопримечательность, кафе «У Рика», мы выдвинулись в сторону парковки сквозь узкие улочки старой Медины. В существование подобного контраста поверить сложно, пока не увидишь своими глазами. Буквально в нескольких метрах от роскошной территории мечети и прилегающих к ней музеев — совершенно иная жизнь. Здесь покосившиеся дома сменяют совсем разрушенные, но из дверного проема выглядывает мальчик и кричит нам «Бонжур!», здесь гоняют в футбол прямо посреди грязной узенькой улочки, здесь же продают хлеб и все, что было на чердаке у себя и у соседа. А с крыши дома за углом лает собака.

Дорога в Марракеш отличная и платная — два пункта, стоимостью 11 и 65 дрх. Оплата для приезжих только наличными (международные карты оплаты не работают). Въезд в Марракеш необычайно чистый, даже торжественный. После Касабланки это сразу бросилось в глаза. Наш риад — внутри Медины, но не далеко от стены. Мы такое расположение специально забронировали, так как знали про уловки местных, зарабатывающих на том, что показывают дорогу.

Не имея представления, как обстоят дела с парковкой у нашего жилья, оставили машину снаружи, взяли чемоданы и по навигатору в телефоне пошли в нужном направлении. Буквально на входе в Медину предостережения обернулись явью. До самого риада нас провожали поочередно несколько людей от мала до велика, запросив в конце несколько бумажных евро. Как к этому не готовься, но это все равно ставит немного в ступор. О такой особенности нужно просто знать и не показывать своей растерянности, если она есть. А если вы не воспользовались услугой, то и платить за нее не обязаны.

В риаде Spa Sindibad нас встретили классные, очень современные парни, напоили сладчайшим мятным чаем с печеньем, рассказали куда пойти и что посмотреть, что делать, а чего не делать.

Марракеш

Интерьер всех комнат в риаде выдержан в едином стиле восточной сказки. Люстры с разноцветными камнями играют бликами, латунные лампы с множеством отверстий при включенном свете отбрасывают россыпь ажурных теней на стены и потолок. Арки даже при входе в душ, золотистые кран и раковина, банановые пальмы в больших глиняных горшках, пушистые неведомые растения и маленький бассейн в центре риада под открытым небом – все это сливается в единое и неделимое произведение.

В феврале утром ещё довольно прохладно, но есть обогреватели, которые ребята доброжелательно включают на завтраке. Сам завтрак здесь – не шведский стол, каждому гостю приносят отдельную порцию. Сначала это фруктовый салат из уже сезонных клубники, бананов, мандаринов. Затем свежевыжатый апельсиновый сок, чай или кофе и несколько видов местной выпечки (в том числе вкуснейшие лепешки мсеммен или багрир) со сливочным маслом и джемами. Можно еще заказывать блюда из яиц по желанию.

Целью дня был сад Мажорель. Несмотря на то, что он недалеко от нашего риада, мы шли неспешно, поэтому долго. По пути встретили магазин Natus с местной очень приятной косметикой, которую уже успели попробовать в риаде. Натуральные ароматы флердоранжа, гардении, вербены, розы, аргановое масло в составе похищают девичье сердце.

Около сада нас встретила огромная очередь, что было довольно неожиданно. На нее ушло около часа под уже палящими полуденными солнечными лучами. Вход в сад – 70 дрх. (500 руб.) с человека.

Коллекция разнообразных кактусов, пальм, необычайных растений из Южной Африки, азиатские лотосы – далеко не весь перечень коллекции. Павильон, который был раньше домом Жака Мажореля, а также большая часть всей архитектуры выкрашена в ярко-синий цвет. Казалось, что он гораздо ярче неба, но выше фото, где они практически сливаются в один оттенок.

Для обеда мы выбрали приятное местечко с открытой верандой в несколько этажей – Atay Cafe. С верхнего этажа видна главная мечеть Марракеша и слышны ее звуки. Я заказала овощной кус-кус (60 дрх), Максим – тажин с курицей (80 дрх) и поделили огромный салат из помидоров и вкуснейшего спелого авокадо. К кус-кусу дополнением идут несколько разных соусов – от кисло-сладких до сладких, они и задают тон всему блюду, так как сам по себе кус-кус очень нейтрален. По словам Максима, тажин тоже весьма неплох.

Шопинг в Медине в этот день вышел несколько спонтанным. Мы хотели просто прогуляться, но невозможно пройти мимо всего, что предлагают местные торговцы. Наш улов в этот день – бабуши из мягчайшей кожи шоколадного цвета. Едва не унесли латунную лампу, как в нашем риаде, но закончились наличные, а банкомат мы так и не нашли.

Самая красивая панорама на город – из кафе Nomad. Еда здесь адаптированная к европейской, красивая подача, здоровый подход, но обязательно с марокканскими нотками. Нам очень понравилось здесь.

Эссуэйра

Если очень кратко, Эссуэйра - это продуваемый ветрами океан, тысячи горланящих чаек, привет от любимых португальцев в виде крепости на берегу, счастливые котики, пошарпанные корабли, рыбаки и кипящий рыбный рынок. Здесь более расслабленная атмосфера, чем в Марракеше, за рукав никто не дёргает и не тащит за чем-нибудь в свою нору.

Ребята из риада говорили, что в Эссуэйре вообще всем на всех плевать, торговцы цен не задирают, охотно снижают при торге. Однако, то ли день был такой особый, то ли мы выглядим как-то не так, но шопинг здесь не случился. Зато прогулка вышла отличная.

Улыбчивый полицейский подошел к нашей машине и сообщил о нарушении. Озвучил штраф в 300 дрх и предложил Максиму пройти на оплату. Ситуация странная, но что было делать, мы не знали. Из всех прочитанных статей перед поездкой мы такого не встречали. Через некоторое время Максим вернулся с улыбкой и сказал, что удалось договориться за 200. Что ж, будет нам уроком, решили мы, и поехали дальше.

Ближе к Эссуэйре, вдоль трассы необычное явление – аграновые деревья, на которых пасутся козы. Юг Марокко – единственное место в мире, где произрастает аргания! А козы ввиду нехватки еды на земле, изящно залезают на деревья и поедают их сочные плоды. Под первым деревом с козами, которое встречается на пути, сидит пастух. Он обязательно запросит денег за фото. А в нескольких метрах далее растут такие же деревья, и козы на них такие же, но без надзора пастухов.

Про ценнейшее аргановое масло подробнее здесь. Много, очень много кооперативов по обработке семян, производству масла и косметики на следующем участке пути. Слышали, что местное правительство их поддерживает, как может.

В городе мы пошли сразу в сторону океана. Побережье в феврале еще совсем пустое, но тем приятнее побродить по песку и пожмуриться на солнце. Немного впереди виднеются силуэты кораблей, причал, крепость.

На прилавках – каких только океанских обитателей не встретишь, я не возьмусь даже предполагать названия. А вон там покормили чаек, и неизвестно, откуда их столько прилетело! Пришвартованные корабли и маленькие лодки, сети, рыбаки, отдыхающие на солнце коты, которым, по всей вероятности, здесь очень хорошо – все это создает свой особый портрет городу. Запах океана и ветер в волосах – и невозможно поверить, что это все тоже Марокко.

Марракеш – Айт-Бен-Хадду – Студия Атлас – Варзазат

На этот день у нас была запланирована поездка с ночевкой в сторону пустыни, город Варзазат. Живописнейшая дорога ведет сначала через Атласские горы, затем постепенно переходит в пустыню. До песчаных дюн мы не доехали, так как время было ограничено, но начало пустыни увидели.

Путь предстоял довольно длинный, поэтому мы выдвинулись пораньше. Часть дороги – отличная, на горном серпантине бывало по-разному. Когда мы там были, велось активное строительство новой трассы. И, конечно, невозможно было не останавливаться по пути, такие невероятные виды открывались на поворотах!

На самой высокой точке в северной части африканского континента – перевале Тизи-н-Тишка – на высоте 2260 метров, не только завораживающие виды, но и несколько берберских палаток с сокровищами. И чего тут только нет – природные камни всевозможных размеров и форм, посуда, ковры, украшения. Мы довольно выгодно сторговали красивущий камень, который с виду булыжник, а раскрывается пополам и нежнейшие кристаллы внутри. Еще по дороге продают такого же характера камни, но зачем-то окрашенные в яркие цвета. Мы не поняли, для чего это делают, ведь натуральные все равно красивее.​

Горы сменяются пустыней, и это ничуть не менее великолепный вид! Первой нашей остановкой стал город Айт-Бен-Хадду, где проголодавшиеся с дороги, мы первым делом выпили по наивкуснейшему смузи в простой забегаловке у дороги.

Крепость неоднократно мелькала в сериале «Клон». Здорово побродить по ее многоэтажным узким улицам, забраться на самый верх. Можно купить в лавке у художника необычный магнит из глины, а на сдачу получить его рисунок.

Следующий запланированный пункт – Киностудия Атлас или Уалливуд. При всем понимании, что это фейк, никто не отменяет, что это настоящие декорации к классным фильмам! Их смотрел раз тысячу и посмотришь ещё, чтобы вспомнить и уловить те стены из папье-маше или половину корабля.

Вход – 80 дрх, можно дождаться экскурсию, а можно побродить самим, угадывая, откуда тот или иной предмет или объект.

Успев до заката сделать все, что запланировали, нам оставалось только доехать до Варзазата и найти нашу гостиницу.

Варзазат – Келаа М`Гуна – Марракеш

Утром 14 февраля Максим пообещал меня свозить в местную долину роз – городок Келаа М`Гунна в 90 км от Варзазата. Мы уже привыкли, что Марокко – страна контрастов, но кто бы мог представить, что в пустыне растут розы. А ведь именно здесь – одно из немногих мест на земле, где уживается Дамасская роза, довольно прихотливый по своей природе цветок.

В мае во время сбора розовых лепестков здесь проводят праздник – фестиваль Дамасской розы. Из собранного урожая изготавливают эфирные и косметические масла, розовую воду. В городе существует множество кооперативов, производящих косметику на основе этих компонентов.

Ах, если бы у нас было немного больше времени! Ведь песчаные дюны совсем близко! Но мы возвращаемся в Марракеш. По пути нас снова останавливает полиция, но просто проверяет документы и желает приятного пути.

С предыдущего дня оставался один незакрытый гештальт – недалеко от киностудии есть заправка, построенная американцами для фильма про зомби. Сложно найти точную информацию, где она находится. Поэтому искали практически на ощупь, но нашли. Дорога N10, на которую нужно съехать перед городком Тазентут. Далее минут 20 и вы на месте. Ссылка на Google Maps.

Проезжая снова по горному серпантину, остановились в знакомом месте на перевале, и уже знакомый нам берберский дядюшка, у которого мы покупали камень, встретил нас, как родных. Напоил сладким чаем, снизил цену на металлический чайник ручной работы, изготовленный его отцом. Подарил нам стаканы для чая, а мы выбрали еще пару расписных тарелок и довезли его до соседней берберской деревушки на ужин.

По возвращении в Марракеш сил оставалось только спуститься на ужин в риаде. И он оказался весьма достойным! Огромная порция салата и омлета с необычными специями и, конечно, сладкий чай.

P.S. Отдельно про еду

Местная кухня новой страны является неотъемлемой частью путешествия. Мне всегда нравится пробовать что-то традиционное, но не всегда это соответствует моему вкусу. Когда мы собирались в Марокко, мне казалось, что еда здесь невозможно жирная, перенасыщенная специями и вкусами. И я буду питаться одними мандаринами.

На деле же вышло, что это одна из самых комфортных кухонь. Она настолько разнообразна, что каждый сможет найти себе что-то по вкусу. Здесь много фруктов, овощей, свежих и приготовленных, вкуснейший хлеб, сыр, на побережье - рыба, морепродукты.

Отмечу самые запоминающиеся вкусовые приключения:

- Самый экзотический ужин — в Марракеше на площади Джамаа-эль-Фна. И экзотична была не еда, а обстановка, ибо это была простая вареная картошка, натертая, с зеленью и залитая яйцами, поджаренная на чугунной сковороде. Единственное место, куда не зазывают, а просто очередь из местных.

- Самый глютен-фри перекус — в кафе Nomad — апельсиновый кекс без муки.

- Самая большая порция салата и омлета — в нашем риаде Riad Spa Sindibad

- Самый сладкий чай — бесплатный у продавца ковров и подушек

- Самый вкусный смузи из сезонных фруктов и авокадо — у пыльной дороги в Айт-Бен-Хадду.

Чай в Марокко — не просто чай, а целый ритуал, без которого, не обходится ни один приём пищи. В местах старой закалки — это крепко заваренный, приторно сладкий напиток, такой пить мне, например, не под силу. В местах посовременнее — более приятный сладковатый, но в меру, либо совсем без сахара зелёный чай с мятой. Но и последний — то ещё испытание. Зато как это красиво! Эти чайнички, стаканчики, пузырьки и пенка.