Марокканские ковры – прекрасные произведения народного искусства. Созданные людьми в уединенных и диких местах, они дарят нам возможность заглянуть в душу простого ремесленника, пастуха или земледельца. Часто жизненный опыт и кругозор этих людей гораздо более богатый и разнообразный, чем думает человек, избалованный благами современной цивилизации. Именно этот опыт и память предков, отраженные в рисунках на коврах, долгое время очаровывают искусствоведов, интерьерных дизайнеров и обычных покупателей на рынках Медины.
Простой и естественный, но одновременно необычный внешний вид ковров никогда не выйдет из моды и украсит практически любой интерьер: от классического и скандинавского, до интерьера в стиле бохо или любого другого.
Племена Beni Ourain
Beni Ourain – это 17 коренных берберских племен, которые живут в северо-восточной части Атласских гор. Племена спускаются в низины зимой, чтобы заниматься сельским хозяйством, а летом уходят обратно в горы. Их овцы особой породы дают превосходную, высококачественную шерсть, из которой ткутся известные на весь мир ковры.
Изначально ковры Beni Ourain использовались как покрывала, а не в качестве напольного декора. Они имели рыхлую структуру, чтобы легко принимать форму тела и защищать от холода. Мягкий ворс отлично согревал берберов в суровом климате Атласских гор. Современные же Beni Ourain имеют более плотную основу, с тем же высоким мягким ворсом. Но принципы обработки шерсти и переплетения узелков остались такими же, как много веков назад.
Берберское ковроткачество
Традиционно ковроткачеством занимаются женщины. На белую, кремовую или светло-серую основу, которая никогда не окрашивается, они добавляют элементы дизайна из личного жизненного опыта. Это могут быть отсылки к природным событиям и аспектам повседневной жизни, таким как рождение, природа и сельская жизнь, женственность, верования или духовность.
Люди из берберских племен верят, что ковры могут отгонять злых духов и приносить удачу. Поэтому часто в рисунках можно встретить счастливые амулеты или сюжеты на тему дома, семьи и плодородия.
Обычно узоры на коврах черного, серого или коричневого цвета. Но некоторые племена Beni Ourain используют и другие, яркие цвета. Красители исключительно натуральные: хна, листья миндаля, индиго, сульфат железа, кошениль и другие.
Часто края ковров декорированы бахромой из толстых сплетенных косичек, или вообще не имеют четко очерченной границы. А максимальная ширина традиционно не больше 200-210 см – на это влиял полукочевой образ жизни племён. Ручные ткацкие станки должны были быть компактными и транспортабельными. И их размер просто не позволял делать одну из сторон больше.
Как создаются ковры Beni Ourain
Технологии производства марокканских ковров не менялись многие века. Они, наверное, старше самого Марокко. Никаких машин и современных станков, только ручное переплетение шерстяных узелков. В наши дни в деревнях Атласских предгорий можно запросто увидеть своими глазами, как рождаются эти шедевры народного творчества.
С приходом лета пастухи состригают с овец шерсть, которая отросла за зиму. Затем шерсть собирают и несут к чистейшей горной реке, где ее промывают и бьют о камни, чтобы хорошенько очистить от всего, что в ней накопилось.
Промытая и очищения шерсть сохнет на летнем солнце. После сушки готовую пряжу пряжу либо оставляют естественного цвета, либо окрашивают с помощью натуральных пигментов и затем отправляют в мастерские.
Новая пряжа нанизывается на ткацкие станки, и берберские женщины начинают долгий процесс плетения. Каждая женщина (чаще одна, но иногда работающая с партнером) работает над ковром от начала и до конца. Процесс завязывания узелков может занять более месяца.
Готовые ковры затем обливаются водой, очищаются и раскладываются на деревянных стойках, где они высыхают на горном воздухе.
В первой половине 20 века ковры Beni Ourain были по достоинству оценены мировыми дизайнерами и архитекторами. Удивительный факт, что ворсистые накидки простых пастухов со склонов Атласских гор завоевали сердца таких выдающихся мастеров, как Альвар Аалто, Ле Корбюзье, Чарльз и Рэй Имс, Фрэнк Ллойд Райт, Марсель Брейер и Арне Якобсен.
Beni Ourain сегодня – это уже современная классика. Спрос на действительно качественные марокканские ковры выше, чем когда-либо. Их вневременная красота и природные цвета восхищают. Загадочные орнаменты, впитавшие в себя древний символизм, интригуют, рождая прочные связи между прошлым и настоящим. Эксперты признают высокую эстетическую и денежную ценность этих ковров.
Как берберские женщины передают мастерство ковроткачества своим дочерям, так и приобретенный однажды ковёр может быть передан по наследству. При этом рыночная стоимость такого винтажного ковра станет только выше. Чем не инвестиция?
Beni Ourain универсальны, они принесут тепло, уют и ноту творчества практически в любой интерьер.
Фото:
@beni_rugs
@leithandleila
@dabito