Цветные берберские ковры Azilal

Марокканские ковры Азиляль (Azilal) – из одноименного горного региона в 180 км к северо-западу от Марракеша. Они не были широко известны миру до конца 90-х годов прошлого столетия, хотя ещё в середине века ими восхищались модернисты. А архитектор Фрэнк Флойд Райт лично ездил в Марокко, чтобы выбрать ковры для своих клиентов. Необычная графика этих ковров вдохновляли Анри Матисса, Поля Клее, Ива Сен Лорана.

 

Сегодня же Азиляль, ко всему прочему, можно встретить в художественных галереях в Париже или Токио, где они выставляются как произведения искусства. Такой ковёр в интерьере – простой способ добавить яркий акцент дому, творческому или рабочему пространству.  

Ковры Азиляль – это красочная альтернатива минималистичным Beni Ourain из региона Тадла-Азиляль. Эти ковры ткут берберские племена Айт-Бузид, Айт-Шокмане, Айт-Бу-Улли и Айт-Бугмез.

Как и другие ковры из горных регионов Марокко, Азиляль вручную ткут женщины на традиционных вертикальных станках. Процесс сложный и не быстрый, очень многое зависит от умений и опыта мастера. На ковёр средних размеров с несложным рисунком может потребоваться до одного месяца работы. А иногда и около года.

Орнаменты выполнены в ярких цветах, часто на бежевом или кремовом фоне. Качественные экземпляры редки, и чрезвычайно востребованы среди других берберских племенных ковров. Ткачи используют более тонкую овечью шерсть, чем для Beni Ourain или Boujaad. Плетение плотное, а ворс не высокий. В сравнение с коврами Beni, основа Азиляль мягкая, почти как тканевое полотно, но такая же прочная.

Сами берберы объясняют, что рисунки и сюжет каждого ковра – это дверь в прошлое и в воспоминания мастерицы (ковры традиционно ткут женщины) или её семьи. Символический язык, передается из поколения в поколение, от матери к дочери. Геометрические узоры на первый взгляд спонтанны, но всегда точны. На ковре может быть изображено всё, что видела, слышала или переживала его создательница – от бытовых сюжетов до духовности, от символов мужской защиты до особых семейных реликвий. Взаимодействие символов может рассказать историю жизни ткача или членов семьи от самого начала и до сегодняшних дней.

Ткачи в регионе Азиляль обладают достаточным разнообразием художественных средств для создания орнаментов и сюжетов. Часто цветные узоры выполнены на натуральной шерсти кремового оттенка. Но встречаются и полностью окрашенные ковры. Красители традиционно натуральные: шафран, хна, листья миндаля, индиго, сульфат железа, кошениль и другие.

Большое внимание уделяется значению цветов: в берберской культуре красный цвет символизирует силу и защиту, синий – мудрость, желтый – вечность, а зеленый – мир. Каждый ковер несет в себе стремление ткача защитить человеческий дух от негативной энергии, а тело от природных стихий.

 

 

Как и любые плоды народного мастерства, ковры Азиляль раскрывают огромный творческий потенциал жителей горных деревень. Удивительно, как люди занятые простым трудом, и никогда не сталкивавшиеся с миром искусства, создают подлинные шедевры. Их наивная графика и абстрактные узоры с многочисленными символами берберских племен сродни полотнам супрематистов. 

 

Независимо от того, кладем ли мы ковры на пол или вешаем на стены, эти наполненные историей и теплом ручной работы произведения искусства становятся счастливыми талисманами в нашей повседневной жизни.

 

 

ВЫБРАТЬ КОВЁР →

Фото:

nomadchic.ru

thekindcraft.com

pinterest.com